Тонина Ольга Игоревна : другие произведения.

Пять раз утонувший "Русский "Титаник"" - Русский пароход "Князь Потемкин" - Советский пароход "Потемкин" - Немецкий прорыватель минных заграждений "Sperrbrecher 194"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Ольга Тонина
  
   Пять раз утонувший "Русский "Титаник"" - Русский пароход "Князь Потемкин" - Советский пароход "Потемкин" - Немецкий прорыватель минных заграждений "Sperrbrecher 194".
  
    []
  
  
   В истории данного парохода наиболее точно известны две вещи - его первое название и год, когда он был пущен на слом.
  
   Одновинтовый грузо-пассажирский пароход "КНЯЗЬ ПОТЕМКИН".
   Большинство источников говорят о том, что он был построен в 1887 году на верфи: R.& W. Hathorn, Leslie & Co, Newcastle ( или Hebburn?) (Заводской номер Yard No 272) спущен на воду:21.05.1887 года.
   Строился по заказу РОПИТ (Russian S.N.& Tdg Co) , порт приписки Одесса.
   Однако есть источник, утверждающий, что пароход строился в 1892 году в городе Николаеве.
   Его ТТХ тоже разнятся:
   Вариант N1:
   Вместимость 714 тонн.
   Длина 71,2 м
   Ширина 8,1 м
   ЭУ - паровая машина тройного расширения
   Вариант N2
   Вместимость 1260 брт.
   Длина 69,7/71,14 м
   Ширина 8,07 м
   Осадка 4,64 м
   ЭУ - паровая машина тройного расширения
   Вариант N3
   Дедвейт 1260 двт
   Вместимость 836 брт
   Грузоподъемность 498 нрт
   Длина 69,7/72,9 м
   Ширина 8,14 м
   Осадка 4,87 м
   (В футах 239,7- 26,6- 16,1)
   ЭУ - паровая машина тройного расширения, 1000 л. С.
   Скорость хода 12 узлов (в 1941г. - 9 узлов)
   41 пассажир 1-го класса, 50 пассажиров 2-го класса, 69 пассажиров 3-го класса.
   Вариант N4
   Вместимость 836 тонн.
   Длина 69,7 м
   Ширина 7,8 м
   Осадка 4,6 м
   Вариант N5
   (по данным ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, (доп.), л. 2, л. 176; ЦВМА, ф. 2, д. 1933, л. 21; Музей МФ.)
   грузо-пассажирский пароход, 836 брт.
  
   Пожалуй стоит упокоиться с ТТХ парохода и принять усредненный вариант - ибо не совсем понятно, кто, как, где и в каких единицах и что измерял.
   Перейдем к биографии данного парохода.
   По одному из источников в 1907 г при ремонте в Одесском доке РОПИТ из-за неправильной установки полузатонул (первое утопление парохода) и ремонт шел до 1909 г. Вероятнее всего здесь есть неточность, ибо уже в 1908 году пароход упоминается в газете "Новое время":
   15 (02) февраля 1908 года
   ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ
   "Новое время"
   "ОДЕССА. [...] Пароходное сообщение с Николаевым снова прервано вследствие вторичной поломки руля у парохода "Потемкин" во льду. Оказывается, заносы захватили весь южный район."
   Скорее всего именно после этой поломки "Потемкин" вторично стал на ремонт, который и продолжался до 1909 года, а первый ремонт, из-за которого он был поставлен в док и полузатонул - тоже связан с поломкой руля.
   Но первое затопление парохода не оказалось последним, и уже в 1912 году, пароход "Потемкин" вновь становиться темой первых полос газет России:
   Затонувшего "Князя Потемкина" назвали "Херсонским "Титаником""
   "Вчера из Херсона получены тревожные сведения о страшной катастрофе на море, вблизи острова Березань, завершившейся гибелью пассажирского парохода Русского общества пароходства и торговли "Князь Потемкин" и многих пассажиров".
   "Одесские ведомости",14 июля 1912 года
   " ....Пароход "Князь Потемкин" был построен в 1892 году в Николаеве и считался одним из самых красивых в Русском обществе пароходства и торговли. Он только что вернулся из капитального ремонта, который обошелся в 50 тысяч рублей. Под управлением капитана Ивана Крутикова пароход следовал по маршруту Херсон - Николаев - Одесса. 13 июля 1912 года около двух часов ночи вблизи острова Березань он столкнулся с грузовым пароходом "Аскольд", шедшим в Херсон с углем..."
   Газета "Южная Русь" писала: "Неизвестно, по какой причине пароход "Аскольд" врезался в пароход "Князь Потемкин". Раздался сильный треск. Вода хлынула в пароход. Среди пассажиров поднялась неимоверная паника. Многие, а в основном это были женщины и дети, в одном белье стали выскакивать из классов, метались по пароходу и молили о помощи. Слышны были крики: "Наконец и мы дождались участи "Титаника". ("Титаник" погиб 14 апреля 1912 года).
   На борту "Князя Потемкина" находилось 278 пассажиров. Среди них было 20 арестантов и 10 конвоирных. Арестанты взбунтовались и стали требовать: "Мы погибнем, отпустите нас!" Кроме этого, пароход перевозил 1500 пудов различного груза и большой автомобиль владельца одесской табачной фабрики Асвадурова. Груз не был застрахован. Через час "Князь Потемкин" затонул. В спасении пассажиров принимали участие пароходы "Аскольд", "Харакс", "Орион" и "Геркулес". Среди спасенных были бывший иркутский генерал-губернатор, член Государственной Думы А. Н. Селиванов, жена полковника Любовь Лерком и певица одесской оперы Анастасия Смолиевская. По прибытии в Одессу пассажиры Серебренюк и Леонов заявили сыскному отделению полиции, что во время паники у них украли соответственно бумажник с 1100 рублями и кошелек, в котором было 685 рублей".
   Одной из причин катастрофы рассматривалась версия появления конкурентов - Днепровского пароходства Г. Я. Кумана и К. А. Шавалды, которому принадлежал "Аскольд" (по другим данным "Аскольд" такой же пароход РОПИТ как и "Потемкин"). Затонувший пароход подняли, отремонтировали и оставили в Николаеве. И хотя он продолжал плавать под прежним названием, в народе его нарекли "херсонским "Титаником"". И, видимо, из-за этого пассажиры стали предпочитать другие пароходы.
   В годы Первой мировой войны в состав Черноморского флота пароход не мобилизовывался. В 1917 году или в 1918 году "Князь Потемкин" переименован в "Потемкин".
   Осенью 1918 года пароход оказался в Одессе под контролем немецкой армии.
   В ноябре 1918 года захватывается англо - французскими интервентами.
   В конце марта Красная армия, заняв Украину, подошла к берегам Черного и Азовского морей и к Крымским перешейкам. 3 апреля французское командование приняло решение эвакуировать Одессу, ввиду отказа многих французских частей воевать с большевиками и революционного движения на кораблях. Эвакуация была затруднена забастовкой русских коммерческих моряков, покинувших свои пароходы. Ввиду этого, около 20 различных судов, в том числе и пароход "Потемкин", были выведены в близлежащий Тендровский залив и там оставлены на якорях. Вскоре Одессу занимают части атамана Григорьева.
   Там у Тендры, он тонет в третий раз -15 мая 1919 года- во время шторма.
   Между тем еще 14 мая старший лейтенант Н.Н. Машуков получил от адмирала М.П. Саблина следующее предписание: "Предлагаю Вам, приняв на "Георгия" офицерский отряд старшего лейтенанта Никитенко, с буксиром "Черномор" следовать на Тендру. На Вас возлагается задача вывести в Новороссийск стоящие там суда...". Данное предписание было направлено на формирование флота Добровольческой Армии.
   18 мая 1919 "Георгий" и "Черномор" - самый сильный буксир на Черном море, но не имевший вооружения, вышли из Новороссийска. Они дважды обогнуть занятый красными Крым, и прибыли на Тендру, где старший лейтенант Н.Н. Mашуков приступил к осмотру стоящих там со времени эвакуации Одессы судов. Оказалось, что разыгравшимся м конце апреля штормом канонерская лодка "Донец" была сорвана с якоря и, ударившись о корпус служившего и 1913 году для опытных стрельб броненосца "Чесма", затонула у его борта; большой транспорт "Грегор", два парохода и два буксира были выброшены на песчаный берег, а пароход "Князь Потемкин" затонул.
   у поднят, ремонт в Одессе, позже - в Поти
   В 1933 году пароход был поднят Черноморской партией ЭПРОН, назван "Потемкин" (по другому источнику его переименовали раньше в 1917 или 1918 году) и сдан в ремонт СРЗ города Одесса. В августе 1941 года, в начале Великой Отечественной при эвакуации, увели в Севастополь (по другим данным в Херсон, еще по другим данным в Поти) на буксире транспорта "Анатолий Серов" (старпомом которого была Наталья Николаевна Кисса , будущий капитан дальнего плавания и Герой Социалистического Труда).
   Пароход был введен в строй в декабре 1941 года. Его вооружили 1-76 мм орудием. Капитаном был назначен Т.М.Морозов.
   В связи с началом второго штурма Севастополя фашистами, было решено перебросить в Севастополь части 386-й стрелковой дивизии. Первоначально планировалось перебрасывать войска на пароходах, однако из-за плохой погоды и тяжелых боев и нехватки боеприпасов в осажденном городе, было решено задействовать и корабли Черноморского Флота. Крейсер "Молотов" 24 декабря в 17.00 вышел из Туапсе и направился в Поти. Войска предстояло принимать на рейде Очамчири с помощью вспомогательных судов. 25 декабря крейсер прибыл на рейд и встал на якорь, но из-за сильного волнения вспомогательные суда не смогли выйти в море, и "Молотову" пришлось уйти в Поти. В следующие двое суток на корабль с причала было погружено 15 вагонов авиабомб и боеприпасов, пушки и минометы, а на рейде с буксиров и парохода "Потемкин" принято 1200 бойцов и командиров.
   С февраля по апрель 1942 года "Потемкин" занимался доставкой грузов из портов Кавказа в Керчь.
   04.05.1942 г. в порту Камыш-Бурун, точка 45,16 с.ш., 36,25 в.д. при приеме раненых с берега, пароход подвергся атаке немецких самолетов, получил повреждения от бомб, на борту возник пожар - 30 человек погибло, 25 было ранено.
   Корпус парохода, севший на мель, 14 мая 1942 года при отходе с Керченского полуострова был подорван и затоплен советскими войсками. По другому источнику пароход сел на мель 04.05.1942 г. после атаки самолетов и был захвачен немцами и отведен на ремонт в Николаев.
   Однако по другим источникам он был поднят немцами только в начале 1943 года и отбуксирован вначале в Николаев, затем осенью 1943 года в Турну-Северин (Румыния) (по другим данным в Галац (Румыния)) для переоборудования в прорыватель минных заграждений "SPERRBRECHER -194" (Spbr 194).
   В мае 1944 года работы по переоборудованию были в целом завершены, за исключением установки вооружения.
   С 1 августа 1944 года Spbr 194 был зачислен во 2-ю фл. обороны побережья Черного моря как SM241.
   20 августа 1944 года он был готов к вводу в строй, но по-прежнему без вооружения.
   Далее, как это традиционно принято у немцев на советско-германском фронте, когда касается вопроса немецких потерь, один из источников утверждает, что 24 августа 1944 года "SPERRBRECHER -194" самостоятельно затонул у Галаца.
   Однако по другим данным 25 августа 1944 года, "SPERRBRECHER -194" был захвачен советскими войсками у Браила.
   Впрочем, еще один источник утверждает, что "SPERRBRECHER -194" 25.08.1944 был потоплен советской артиллерией.
   Наконец, по другой версии 25.08.1944 он был поврежден советской авиацией на 171 км реки Дунай у Систово (вблизи Брэила) 45,15 с.ш. 27,49 в.д. и брошен экипажем.
   Это было пятое и последнее затопление парохода.
   В сентябре 1944 года, его корпус был снят с мели и возвращен СССР (уведен на буксире в Одессу). После войны пароход, тонувший пять раз за свою биографию, больше не ремонтировался и до 1953 г. использовался в ЧГМП как несамоходное портовое средство в порту Одессы, затем был разобран на металл.
  
  
  
   Использованные материалы:
  
   http://www.miramarshipindex.org.nz/ship/show/184162
   http://www.miramarshipindex.org.nz/ship/list?IDNo=5614228&search_op=OR
   http://www.weltkrieg.ru/info/loses/
   http://www.xepcoh.info/news/view/2667
   http://militera.lib.ru/h/mmf/03.html
   http://starosti.ru/archive.php?y=1908&m=02&d=15
   http://vmk.vif2.ru/index.html
   http://www.mycity.ks.ua/index.htm
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"